Сделать праздник запоминающимся и ярким – хлопотная, сложная задача. Нужно найти помещение для аренды, придумать программу, найти ведущих, спланировать рассадку гостей и проконтролировать множество других важных мелочей. И вместо удовольствия от торжества люди, занятые подготовкой, получают только негативные эмоции. Избежать этого поможет обращение к специалистам. Сделать мероприятие настоящим праздником поможет ивент-менеджер (от англ. «event» – «встреча»). Это – специалист-организатор, занимающийся подготовкой и проведением различных торжественных мероприятий: от детских праздников до корпоративов в крупных холдингах.
Как появилась профессия
По сути, считать ивент-менеджером можно любого человека, в обязанности которого входит подготовка и проведение торжества. Традиция отмечать дни рождения, свадьбы и другие праздники сопровождает человека на протяжении всей истории развития цивилизации. Поэтому уже в Древней Греции можно найти аналоги современного ивент-менеджмента.
Ивент-менеджер, как самостоятельная профессия, закрепился на рынке труда в конце 50-х годов 20 века. До этого люди, которым нужно было организовать корпоративное торжество, справлялись со всем самостоятельно: так получалось дешевле и быстрее. Но развитие экономики и постепенное вытеснение гигантами рынка конкурентов потребовало изменения подхода к работе. И сторонние обязанности, не относящиеся напрямую к деятельности кампании, стали поручать сторонним специалистам.
Особенности работы
Ивент-менеджер может организовать проведение:
- деловых переговоров;
- корпоративных праздников;
- частных праздников;
- спортивного мероприятия;
- тренинга и мастер-класса;
- концерта;
- церемонии награждения.
Ивент-менеджер должен обладать навыками переговорщика, организатора и руководителя мероприятия. Его главная задача – понять пожелания клиента, найти подход к разным типам заказчиков.
Профессиональные обязанности ивент-менеджера
К должностным обязанностям ивент-менеджера относится:
- ведение переговоров с заказчиками и исполнителями;
- разработка концепций мероприятия, подготовка сценария;
- расчет бюджета;
- поиск помещения, подписание договора об аренде;
- заключение договоров с партнерами;
- согласование сценария с заказчиком;
- контроль всех процессов по подготовке и проведению мероприятия;
- ведение текущей документации.
При необходимости ивент-менеджер приглашает журналистов, снабжает гостей мероприятия рекламной продукцией, формирует рекламное предложение.
Области работы
Ивент-менеджер может работать в одном из двух форматов: заниматься всеми вопросами организации самостоятельно или находить исполнителей и руководить их работой. В первом случае он сам подбирает тематику праздника, стиль оформления зала, музыкальное сопровождение и другие детали. Этот формат – бюджетный, поскольку исключает необходимость обращаться к дизайнеру, диджею, фотографу, ведущему.
Если ивент-менеджер только координирует работу специалистов по проведению торжества, его задача – найти исполнителей и проследить, чтобы каждый справился со своими обязанностями. Менеджер должен отслеживать сроки исполнения услуг, соответствие качества и стоимости работы, исправлять возникающие ошибки. Часто при привлечении большого количества работников из разных компаний возникают накладки: срывы сроков, задержка доставки материалов, внезапные отказы от работы. Поэтому одна из основных обязанностей координирующего ивент-менеджера – быстро находить замену работнику и сделать все, чтобы проведение торжества прошло строго по утвержденному с заказчиком плану.
Плюсы и минусы профессии
К положительным сторонам работы ивент-менеджером относятся:
- творческая самореализация;
- широкий круг знакомств;
- в перспективе – высокие заработки.
Отрицательные моменты в работе ивент-менеджера:
- высокий уровень ответственности;
- постоянный стресс;
- необходимость находить подход к разным людям.
Эта профессия подходит людям, умеющим быстро устанавливать контакт и сглаживать конфликтные ситуации. При наличии сердечно-сосудистых заболеваний и нервных расстройств заниматься организацией мероприятий противопоказано.
Требования к кандидатам
Чтобы успешно справляться со своими обязанностями, ивент-менеджер должен:
- иметь несколько готовых программ-стратегий для типовых мероприятий;
- умет точно рассчитывать бюджет, вписывать расходы на организацию в рамки бюджета;
- требовать от выбранных исполнителей соблюдения условий контракта;
- координировать работу персонала, обслуживающего мероприятие: официантов, фотографов, промоутеров;
- улаживать конфликты, возникающие в ходе работы.
Ивент-менеджер должен обладать навыками психолога, экономиста, дизайнера, иначе он не сможет оценить профессиональные качества исполнителей и гарантировать качество их работы.
Личностные качества
Человек, стремящийся стать организатором мероприятий, должен обладать лидерскими качествами:
- быть активным, стремиться к общению;
- работать в высоком темпе, справляться с условиями ненормированного рабочего дня и резкой смены рабочей задачи;
- обладать высокой стрессоустойчивостью, находчивостью;
- уметь мыслить логически, проводить анализ и расчеты;
- уметь объединять разноплановых специалистов в единую команду, руководить всем процессом.
Любой форс-мажор на мероприятии – ответственность ивент-менеджера. Он должен уметь быстро принимать решения в кризисной ситуации, обладать широким кругозором и разнообразными навыками, чтобы при необходимости заменить исполнителя, выполнить его часть работы.
Где получать образование
Для работы ивент-менеджером высшее образование не требуется. В России нет специализированных заведений, готовящих профессиональных организаторов. Поэтому основа обучения – самообразование и личный опыт. Получить первичное представление о профессии и освоить минимальный уровень требований можно на дистанционных курсах. Их стоимость стартует от 5 000 руб., но качество образования низкое и не имеет ценности на рынке труда.
Чтобы получить профессиональные навыки, нужно получать образование в бизнес-школе, выдающей дипломы международного образца. Такие школы есть в Англии, Германии, Шейцарии. Они предлагают программы обучения для бакалавриата, магистратуры и постдипломного образования. Выпускники таких школ могут работать с престижными мероприятиями, включая мировые турне поп-звезд, церемонию награждения Оскар и Олимпийские игры. Обучение длиться от 6 мес. до 2 лет. Стоимость одного семестра – от 5 000 до 20 000 дол.
Основные направления подготовки
На курсах студенты изучают дисциплины, необходимые для понимания сути работы и приобретения базовых навыков:
- Общая психология: типы клиентов, методы достижения соглашения, способы профилактики и разрешения конфликтов.
- Основы экономики: методы оценки и расчета бюджета мероприятия.
- Основы бизнес-управления: координация работников, распределение обязанностей.
Чтобы обучение было эффективным, студенту необходимо знать английский язык на высоком уровне, быть уверенным пользователем ПК, активно использовать соц. сети.
Куда пойти работать
Ивент-менеджер имеет 3 основных варианта трудоустройства:
- Корпоративный работник – работа на предприятии, которое часто проводит различные интерактивы с клиентами и посетителями: консалтинговые компании, тренинг-центры, языковые школы, банки.
- Сотрудник агенства – устройство на работу в фирму, занимающуюся организацией мероприятий.
- Предпринематель – создание собственной фирмы по оказанию услуг ивента.
Также ивент-менеджер может работать сезонно: например, заниматься организацией только новогодних праздников. В этом случае его заработок будет нестабильным, но большое количество свободного времени позволит сочетать профессию организатора со смежной.
Средняя заработная плата
Ивент-менеджеры, работающие на конкретную фирму, получают оклад и премиальные выплаты. Для провинции средняя заработная плата составляет 30 000 – 40 000 руб. В Москве можно рассчитывать на 60 000 – 70 000 руб. Помимо оплаты, ивент-менеджер часто получает дополнительные бонусы: корпоративную скидку на продукцию, возможность свободного входа на закрытые мероприятия, регулярное пополнение списка рабочих контактов.
Работа в собственной фирме, ивент-менеджер получает не зарплату, а часть общего гонорара за выполнение проекта. В этом случае его заработок зависит от платежеспособности клиентов и специфики деятельности. Учитывая высокую конкуренцию, новичок в сфере организации должен быть готов к небольшим заработкам. Уважаемый специалист с наработанной базой в среднем зарабатывает от 100 000 руб.
Карьерные перспективы
Работа ивент-менеджера не предполагает значительного карьерного роста внутри компании. Поскольку в среднем штат сотрудников состоит из 20-30 человек, а в небольших рекламных агентствах их всего 3-5, единственная возможность повысить свою позицию – стать проджект-менеджером, руководящим отделом.
Людям, стремящимся к активному карьерному росту, эта профессия не подойдет. Но тем, кто любит сам процесс организации, стремиться к творческой реализации, постоянному обмену положительными эмоциями, работа ивент-менеджером подходит идеально.